От авторов > По Нижнему городу > Алтарь церкви Святого духа.

Алтарь церкви Святого духа.

Последующие века внесли много нового в убранство церкви. Самое выдающееся произведение, находящееся здесь сегодня, - многостворчатый деревянный алтарь. Выполненный по заказу таллиннского магистрата известным любекским мастером Бернтом Нотке в 1483 году, он относится к самым ценным памятникам готического искусства в Эстонии.

Средняя часть алтаря, представляющая собой как бы небольшую позднеготическую капеллу, и раскрытые створки заполнены вырезанными из дерева ярко раскрашенными фигурами. В средней части, имеющей ажурное резное обрамление, изображена библейская сцена сошествия святого духа на апостолов. В центре - сидящая на высоко приподнятом престоле фигура божьей матери. По бокам престола располагаются стоящие и коленопреклоненные апостолы. В боковых створках, под резными шестигранными балдахинами очень тонкой работы, установлены фигуры святых (по две в каждой створке): мужские - в латах - святой Олав и святой Виктор и женские - d длинных ниспадающих одеяниях - святая Анна и святая Елизавета. Под каждой фигурой в полукруглых нишах находятся еще четыре бюста святых. Верхнюю часть всего алтаря украшает декоративный фриз, характерный для поздней готики, с ажурным резным орнаментом из стилизованных растений. В центре средней части алтаря декоративный фриз прерван небольшой резной часовенкой с тремя миниатюрными фигурами, изображающими библейскую сцену венчания девы Марии. Позади украшенных скульптурами створок алтарь имеет еще две створки, покрытые росписями с изображениями сцен из жития святой Елизаветы - покровительницы больных и убогих, а также «Страстей господних».

Как в те времена нередко бывало, скульптура средней части алтаря выполнялась самим мастером, резные фигуры боковых створок и росписи - его учениками. Если присущая готическому искусству условность видна в вытянутых пропорциях и напряженной статичности фигур в створках, то скульптуры центральной части выполнены значительно ближе к натуре. Лишь неподвижность как бы застывших лиц говорит, что перед нами творение поздней готики.

Черты реализма прослеживаются и в картинах задних створок алтаря. Художник даже подчеркнул бытовую сторону в изображении библейских сцен, в частности в сценах из жизни и деяний святой Елизаветы. Поэтому кроме чисто художественной ценности, эти росписи, изображающие сугубо религиозные сюжеты, ценны и как исторический документ, средствами искусства отображающий некоторые стороны жизни и быта далеких времен.

Ясное построение отдельных скульптурных групп, увязанных в сложную композицию, виртуозное мастерство исполнения скульптур (которых в алтаре свыше тридцати), резных декоративных элементов, росписей позволяет отнести этот алтарь к шедеврам средневекового искусства.

 

 

Таллин- справочник путеводитель