От авторов > По Нижнему городу > Кенотаф Ханса Павелса.

Кенотаф Ханса Павелса.

В восточный фасад капеллы между двумя контрфорсами вкомпонован единственный в своем роде в городе скульптурный памятник - кенотаф (символическое надгробие) богатого таллиннского купца и настоятеля прихода Олаевской церкви Ханса Павелса. Кенотаф (151 3-1516 годы) напоминает раскрытый позднеготический створчатый алтарь, среднюю часть которого занимает глубокая ниша. Она была предназначена для центральной фигуры (очевидно, Христа), которая или в дальнейшем погибла, или так и не была установлена. Плоскости по бокам ниши заполняют восемь многофигурных рельефов (по четыре с каждой стороны), на которых изображены сцены библейской легенды страстей господних. В нижней части памятника в широкой нише лежит надгробная доска с высеченным на ней скелетом. На задней стенке этой ниши надпись: «То, что я отдал, осталось при мне, то, что приобрел, покинуло меня, поэтому никто не должен превозносить себя - человеческая жизнь пролетает как дым».

Общая композиция памятника, четыре верхних барельефа и надгробная доска со скелетом выполнены вестфальским скульптором Хинриком Бильденснидером. Нижние четыре барельефа и надпись высечены рукой польского мастера Клемента, орнаментальный декор осуществлен одним и: строителей капеллы девы Марии Гертом Конинком. Наибольший интерес представляют четыре верхних рельефа. Выпуклый рельеф, создающий богатую светотень, выразительное раскрытие сюжета и реалистическая трактовка фигур - все это свидетельствует уже о явном отходе от условной статичности готической скульптуры. За рамки средневековой идеологии выходит и сам факт создания памятника простому смертному - купцу. То же можно сказать и о высеченном в нише тексте, который выражает земную житейскую мудрость. И хотя в основу композиции кенотафа взят готический алтарь с типичным позднеготическим резным декором, и идейном содержании памятника и в художественной форме его скульптуры мы ощущаем уже приближающийся гуманизм Возрождения.

Заканчивая знакомство с Олаевской церковью - одним из самых впечатляющих средневековых сооружений Таллинна, -

нужно с сожалением отметить, что элементы внутреннего убранства церкви не сохранились - все погибло в огромном пожаре 1820 года. Те немногие предметы убранства, которые сейчас находятся в церкви, не представляют особой художественной ценности.

 

 

Таллин- справочник путеводитель