От авторов > По Нижнему городу > Малый зал Ратуши.

Малый зал Ратуши.

Наиболее цельно сохранился Малый зал Ратуши. Над входной дверью, в специальной каменной нише, укреплена деревянная доска с золотыми буквами - текстом поучительного наставления членам магистрата. Надпись в переводе с латинского гласит: «В году 1651. Господин ратман, кто бы ты ни был, вступая в ратушу для совершения должности, перед этой дверью отбрось все треволнения личной жизни: гнев, несправедливость, вражду, дружбу, лесть; подчини обществу свою личность и заботу, ибо каким ты будешь к другим, таким предстанешь ты и перед судом божьим, как подсудимый».

Зал занимает всю ширину здания и перекрыт двумя огромными крестовыми сводами, опирающимися на стены и центральную подпружную арку. В первоначальный период существования здания кроме, пожалуй, замковых камней в центре сводов, украшенных звездчатым рельефом, интерьер зала был лишен всякого декора. И именно эти своды, являясь, по существу, чисто конструктивным элементом, формировали и сейчас формируют интерьер зала, придавая ему парадность и торжественность.

Сегодня интерьер зала стал гораздо наряднее, чем в годы своего создания. Позднейшие века постепенно обогащали его новыми элементами. Самым ценным украшением зала является созданный в 1667-1696 годах двумя известными мастерами Элертом Тиле и Иоахимом Армбрустом великолепный резной деревянный фриз, идущий вдоль обеих продольных стен зала. Фриз как бы завершает плоскость стены, откуда начинают вырастать мощные своды перекрытия.

Фриз, общая длина которого составляет около 15 метров, состоит из ритма кронштейнов, украшенных фигурами, между которыми находятся резные филенки. Каждая филенка представляет собой законченную композицию: сцены охоты, обрамленные растительным орнаментом.

«Динамика фигур на кронштейнах, смелые, сочные, переплетающиеся линии орнамента филенок фриза позволяют отнести это произведение к периоду расцвета барокко. Как по композиции, так и по мастерству исполнения фриз является одним из лучших примеров резьбы по дереву эпохи барокко в Таллинне. Многие годы фриз был покрыт черным лаком, что намного ухудшало восприятие отдельных его деталей. Несколько лет тому назад он был реставрирован, лак был удален, и перед нами во всем великолепии опять предстали резные детали этого уникального произведения искусства. Реставрация подтвердила, что первоначально фриз был полихромным. Еще сегодня на отдельных его деталях сохранились следы краски, а изредка и позолоты.

Неотъемлемой частью интерьера стали выполненные в 1667 году художником Иоханном Акеном восемь картин, вставленных попарно в четыре стрельчатые ниши под сводами. Картины написаны на библейские темы, внизу каждой из них помещен нравоучительный текст. В основу ряда картин положены композиции известных мастеров. Так, например, «Суд Соломона» повторяет картину Рубенса, а «Христос перед Пилатом» и «Христос с динарием» выполнены по одноименным работам Рембрандта. Отдельные детали других картин также заимствованы из ряда известных произведений. Не являясь ценными оригинальными произведениями живописи, эти картины органично вошли в интерьер зала, придали ему еще большую нарядность и торжественность.

Самые древние предметы убранства зала - две боковины установленной в торце зала так называемой скамьи ратманов, то есть членов магистрата. Боковины относятся к 1374 году и являются одними из немногих сохранившихся произведений готической резьбы по дерену. Резная спинка этой скамьи создана в 1435 году. В верхней части левой боковины вырезана сцена по сюжету средневековой легенды о романтичной любви королевы Изольды и рыцаря Тристана. Здесь запечатлен момент объяснения влюбленных, сидящих у источника под деревом, в листве которого скрывается ревнивый муж Изольды - король Марк.

На завершении другой боковины изображен библейский Самсон, разрывающий пасть льву. Оба эти произведения выполнены в характерных для готики несколько условных формах, проявляющихся в первую очередь в вытянутых пропорциях, статичных позах фигур и стилизованной трактовке деревьев. Поражает совершенство композиции и высокое мастерство резчика. К сожалению, с этих скульптур не снят нанесенный значительно позже черный лак, который нивелирует и стушевывает детали резьбы.

Большую художественную ценность представляют боковины еще двух находящихся в Малом зале скамей бюргермейстеров, выполненные в 1435 году. На внешней стороне одной из них вырезан рельеф, изображающий битву Давида и Голиафа, на верхней части другой - Далила, обрезающая волосы Самсону, а на нижней - Аристотель, превращающийся в скакуна волшебницы Филисы. Хотя в фигурах ощущается излишняя статичность (даже в сцене битвы Давида и Голиафа), изображение человека здесь уже более реалистично, чем на скамье XIV века. Рельефы по этим признакам можно отнести к произведениям поздней готики.

В 1460 году известный таллиннский скульптор и резчик Клаус Зиттов создал в качестве завершения верхней части боковины две резные головы. На одной - голова Иоанна Крестителя, на другой - так называемый «Плат Вероники». В этих объемных деревянных скульптурах нас поражает мастерство резчика. Особенно запоминается волевое, с выдающимися надбровными дугами лицо Иоанна Крестителя. Перед нами реалистические произведения большого эмоционального воздействия.

Когда-то стены зала были затянуты огромными гобеленами, выполненными в Голландии в 1547 году и изображающими сцены из жизни царя Соломона (теперь гобелены хранятся в фондах Городского музея). Но даже и без гобеленов Малый зал Ратуши поражает совершенством строгих форм интерьера и богатством предметов его убранства, которые состоят из уникальных произведений искусства различных эпох, в полной гармонии дополняющих друг друга и создающих неповторимое впечатление.

 

 

Таллин- справочник путеводитель