От авторов > По Нижнему городу > Олаевская церковь.

Олаевская церковь.

В конце улицы Пикк высится Олаевская церковь (церковь Олевисте), громада здания которой зажата между улицами Пикк и Лай. Надо высоко запрокинуть голову, чтобы увидеть самую высокую в Прибалтике башню с позеленевшей медью шпиля. Как мы знаем, церковь появилась здесь уже в XII веке, однако существующее сейчас сооружение относится к XV - началу XVI столетия.

Дошедшее до нас здание церкви (уже третье по счету на этом месте) строилось по частям. Сначала, в 1425 году, была возведена более низкая алтарная апсида, выходящая пятигранником на улицу Пикк. Если в знакомых уже нам Домском соборе или церкви Святого духа алтарная часть представляла собой относительно небольшое помещение, перекрытое опирающимися на стены сводами, то алтарная апсида церкви Олевисте является как бы самостоятельной частью здания, которая не намного меньше основного помещения церкви. Пространство апсиды разделено на три нефа, девять звездчатых сводов которых опираются на консоли стен и на четыре высоких восьмигранных столба. Тонкие столбы с невысокими резными капителями, ажурный рисунок сводов придают алтарной апсиде чрезвычайную легкость и воздушность: создается впечатление, что своды как бы парят над этим залитым светом помещением.

Собственно церковь построена несколько позже (1436- 1470 годы). Это - типичная трехнефная базилика, центральный неф которой, перекрытый сложными звездчатыми сводами, более чем в два раза превышает высоту боковых нефов. Динамическая устремленность вверх, подчеркнутая всей архитектурной композицией здания, наглядно ощутима в интерьере церкви. Но еще более остро динамика нарастания объемов чувствуется во внешнем облике здания от более низкой и спокойной алтарной части к как бы вздыбленному объему центрального нефа главного помещения и, наконец, к стремительным линиям господствующего над всем городом гигантского шпиля.

Столь внушительное сооружение должно иметь, естественно, и мощные конструкции. Так, например, башня опирается на огромные столбы западной части церкви. И, несмотря на то, что строители Олаевской церкви объединили внутреннее пространство башни с центральным нефом большой аркой, все же поддерживающие башню массивные столбы нарушают единое пространство основного объема церкви. Алтарная апсида также как бы отгорожена от основного объема двумя массивными столбами, поддерживающими восточную стену центрального нефа. Вследствие этого главный объем не переходит столь плавно в алтарную апсиду, как это было, скажем, в Домском соборе и еще нагляднее проявится в церкви Нигулисте. Однако, несмотря на эти отдельные моменты, нарушающие цельность внутреннего пространства церкви, все здание в целом принадлежит к выдающимся памятникам средневекового строительного искусства и по праву относится к ценнейшим произведениям готической архитектуры в Прибалтике.

Фасады Олаевской церкви, как и всех таллиннских церквей, решены также достаточно лаконично. Однако здесь плоскости стены, в отличие от Домского собора и церкви Святого духа, имеют уже вертикальные членения, расположенные в строгом ритме. Этот ритм создают двухступенчатые, лишенные какого-либо декора контрфорсы с расположенными между ними высокими узкими стрельчатыми окнами.

С большой художественной выразительностью решена башня Олаевской церкви, единственная в городе, сохранившая до наших дней готический шпиль (старые ее шпили погибли в пожарах 1625 и 1820 годов ; теперешний - сооружен вскоре после последнего пожара и почти полностью воспроизводит форму первоначального, лишь высота его несколько меньше - 123,7 метра от уровня земли, в то время как в архивных записях 1651 года речь идет о 139,3 метра). Верхняя часть 57-метровой каменной башни украшена карнизом и двумя рядами декоративных стрельчатых ниш, создающих подобие фризового пояса. Богато профилированный перспективный портал главного входа расположен в западной - фасадной части башни, а над ним - гигантское стрельчатое окно, по своей высоте равное среднему нефу церкви. Эти проемы в массиве башни, и в первую очередь пояс декоративных ниш в ее верхней части, придают башне легкость и изящество. Очень хороши упругие и стремительные линии остроконечного восьмигранного металлического шпиля, венчающего каменное основание башни. Органичности перехода от квадрата башни к восьмигранному шпилю способствуют четыре маленьких декоративных шпиля, установленные по углам его основания.

 

 

Таллин- справочник путеводитель