От авторов > По Нижнему городу > Средневековые жилые дома.

Средневековые жилые дома.

На стенах многих зданий, расположенных вблизи Олаевской церкви, на улицах Пикк и Лай можно увидеть охранные доски - это средневековые жилые дом о, большинство которых относится к XV веку. К сожалению, ни одно из этих зданий не дошло до нас в первозданном виде: за свое пятисотлетнее существование они неоднократно перестраивались. Однако в каждом из них сохранились крупные фрагменты, фасады или внутренние помещения, которые позволяют составить достаточно полное представление об архитектуре средневековых жилых домов. Прежде всего следует уточнить понятие «жилого дома» купцов и ремесленников Таллинна XV века. Это было чаще всего не одно, а ряд зданий, включающих в себя жилые, рабочие, складские и подсобные помещения. Они располагались на узком вытянутом участке, который нередко, занимая всю глубину квартала, выходил на две параллельные улицы. Обращенная к улице узкая торцовая сторона основного здания и являлась главным фасадом. За жилым домом в глубине участка находился двор с хозяйственными постройками, конюшнями, сараями и так далее. Во двор можно было попасть или через специальный сводчатый проезд, или только через сени дома.

Просторные сени (или вестибюль) на первом этаже были главным помещением в доме. Они нередко занимали всю ширину здания. В небольших домах сени были равной с другими помещениями первого этажа высоты, а в более крупных домах превышали их высоту. Сени были не только самыми большими, но и самыми представительными помещениями в доме, где принимали гостей, совершали сделки, по всей вероятности, хранили наиболее ценные товары. В домах ремесленников они служили, по-видимому, еще и мастерскими. Обычно в дальнем углу сеней находилась своеобразная кухня-очаг под широким, не доходящим до пола дымоходом. Выступающий угол дымохода опирался на невысокий угловой, нередко украшенный резьбой каменный столб. Такие очаги были очень распространены в XV веке и использовались вплоть до XVIII столетия.

Рядом с сенями или за ними располагалась жилая комната, отапливаемая при помощи примитивного калорифера: из камеры отопления, находящейся в подвале, горячий воздух поступал в комнату через отверстия в каменном полу. Подобная система отопления применялась не только в жилых, но и в общественных зданиях (Ратуше, Большой гильдии и так далее).

За жилой комнатой находились одно или несколько неотапливаемых помещений, которые использовались в основном в летние месяцы. На втором, третьем, а нередко и четвертом этажах располагались склады. Груз подавался наверх через люки в фасаде при помощи блока. Такие проемы с выступающими над ними небольшими деревянными балками для крепления блоков мы видим и сегодня на многих фасадах средневековых жилых домов Нижнего города. Потолки сеней и складских помещений состояли из массивных балок, а полы были преимущественно каменными, плитняковыми. При большой ширине помещения балки потолка поддерживались деревянным прогоном: поперечной толстой балкой, опирающейся на каменный столб (или столбы). Из сеней деревянная или каменная лестница вела на антресоли (или балкон) второго этажа. В сводчатый подвал дома можно было попасть из сеней по узкой, проходящей в толще стены лестнице. Вход в подвал был, как правило, обрамлен резным каменным порталом.

Фасад здания почти всегда завершался высоким щипцом, украшенным удлиненными нишами со стрельчатым или трехлопастным завершением. Иногда ниши имели более сложные очертания. Нередко возвышался флюгер, металлический стержень которого часто поддерживался высеченным из камня львом - символом защитника дома.

Прямоугольные, обрамленные тесаным камнем окна и люки для приема товаров располагались часто по фасаду свободно, не подчиняясь симметрии или какому-либо четкому ритму. Окна сеней первого этажа были больше по размерам и часто защищены металлическими решетками.

Обычно основным декоративным элементом фасада являлся стрельчатый портал с богато профилированным каменным обрамлением. Двери часто были также украшены резными, деталями.

Построенные вплотную друг к другу вдоль всей улицы, фасады жилых домов с высокими треугольными щипцами и стрельчатыми декоративными порталам и создавали и до сих пор создают живописный силуэт, столь характерный для улиц Старого Таллинна.

Одной из построек, во многом сохранившей свой готический облик, является средневековый жилой дом по улице Лай, 23. В ходе реставрационных работ, проведенных в 1970 году, с фасада здания были удалены следы перестроек, которые в XI X веке несколько исказили его облик. Лишь венчающая фасад декоративная каменная деталь, с двумя волютами, относящаяся к 1655 году, и резной деревянный наличник (также XVII век) носят черты архитектуры барокко. Фасад типичен для жилых домов XV----XVI веков и представляет собой узкую, лишенную какой-либо пластики плоскость с высоким треугольным щипцом. Основным декоративным элементом фасада является традиционный перспективный портал входа, по бокам которого находятся два высоких прямоугольных окна сеней, с металлической решеткой и простым плитняковым наличником. Три люка для подъема товаров, расположенные один над другим по оси фасада, говорят о том, что дом этот некогда принадлежал таллиннскому купцу. Хорошо сохранились сени. Это самое большое в доме помещение перекрыто потолком из крупных деревянных брусьев. На балках была обнаружена роспись XVIII века, которая сейчас реставрируется. Двухцветный серо-белый рисунок из переплетенных виноградных лоз на рельефном балочном потолке был основным декоративным элементом помещения.

Не менее интересны сени дома N 29 по улице Лай. Фасад здания, к сожалению, был в последующие века сильно изменен. Сени занимают здесь, как и в большинстве средневековых жилых домов, всю ширину здания. Очень хорошо сохранились мастерски вытесанные из камня обрамления прямоугольных высоких окон и входного стрельчатого портала (портал, отреставрированный в последние годы, принадлежал некогда другому жилому дому). Потолок сеней покоится на толстых отесанных балках, что придает ему на фоне гладких оштукатуренных стен и каменных плит пола сеней большую пластическую выразительность.

Чтобы познакомиться с фасадом жилого дома XV века надо пройти к дому по улице Пикк, 71. Этот комплекс, состоящий из трех объединенных между собой домов (некогда бывших самостоятельными домовладениями), известен под названием Трех сестер. Наибольший интерес представляет самое крупное - четырехэтажное здание на углу улицы Толли. Три его верхних этажа предназначались для складов товаров (об этом свидетельствуют сохранившиеся на фасаде люки), поэтому ясно, что дом некогда принадлежал весьма состоятельному купцу. Боковой, выходящий на улицу Толли фасад претерпел значительные изменения, о чем говорят, в частности, несвойственные средневековой архитектуре форма и ритм его оконных проемов. Главный же, обращенный к улице Пикк фасад дома донес до наших дней почти без изменений свой готический облик.

Композиция фасада имеет ярко выраженную вертикальную ось симметрии, которая подчеркивается всеми его элементами. Расположенный в центре первого этажа портал является основным декоративным акцентом. Традиционная профилированная каменная перспективная стрельчатая арка портала, относящаяся к XV веку, имеет достаточно сдержанные формы. Главным украшением входа служит резная дверь, выполненная в XVII веке. Рисунок ее постепенно усложняется от низа к верху: от простого профиля нижних двух филенок дверных створок к обрамленным сложным стилизованным растительным орнаментом средним филенкам и, наконец, к увитым гирляндами резных виньеток рыцарским доспехам и геральдическим фигурам, сплошь заполняющим поле двух верхних филенок стрельчатой части двери. Общая композиция двери дополняется идущей по ее центру тонкой колонкой с изящной резной капителью, поддерживающей резной карниз. Характерный криволинейный витиеватый рисунок резного орнамента говорит о том, что эта, одна из интереснейших наружных дверей города выполнена в стиле барокко.

Два высоких прямоугольных окна по обеим сторонам портала, обрамленных тесанными каменными наличниками, позднее были заменены стрельчатыми, что значительно нарушило первоначальную цельность фасада. Поэтому в ближайшее время решено восстановить прежнюю форму оконных проемов.

Особого внимания заслуживает верхняя часть фасада и его щипец. Чрезвычайно своеобразна композиция декоративных ниш. Этот достаточно распространенный в 15 веке архитектурный прием декорирования плоскости щипца получил здесь свое дальнейшее развитие. На щипце расположены центральная и две боковые стрельчатые ниши. Их очертания значительно сложнее, чем на щипцах большинства домов Нижнего города. Здесь в стрельчатые ниши вписаны, в свою очередь, более глубокие ниши с трехлопастным завершением. В среднюю же нишу щипца вписаны две спаренные трехлопастные ниши. Общую композицию завершения фасада дополняют еще две крупные круглые декоративные ниши с узкими окнами в центре.

Несмотря на столь сложную систему, все элементы фасада - портал, большие окна сеней, три расположенных друг над другом люка для приема товаров и ряд декоративных элементов щипца увязаны в цельную композицию, выдвигающую фасад Трех сестер в ряд наиболее впечатляющих среди жилых домов Старого Таллинна. К сожалению, внутренние помещения Трех сестер, в том числе и сопи, полностью перестроены и в своем сегодняшнем виде не представляют ни исторического, ни художественного интереса.

Нет необходимости описывать все средневековые жилые дома Нижнего города - на примере уже сказанного можно составить о них достаточное представление. И все же следует упомянуть о фасаде дома по улице Нигулисте, 1 (дом этот носит также название Дом епископа).

Он обращен на небольшую площадь Вана Тург (Старый рынок), откуда берут свое начало улицы Виру, Вене, Суур-Карья и Нигулисте, и является наиболее богатым по своим декоративным формам среди фасадов средневековых жилых домов города. Поскольку нижние этажи дома были полностью переделаны, он не сохранил той цельности облика, который присущ, в частности, фасаду Трех сестер и ряду других жилых домов XV-XVI веков. Однако архитектурная композиция его щипца, относящегося, по всей вероятности, к первой половине XV века, представляет собой образец художественного мастерства, тонкого чувства формы и пропорций. Очертание многоплановых ниш напоминает щипец основного здания Трех сестер: их также три - центральная, более крупная, и две боковых, меньших по размеру. Однако здесь эти ниши выполнены с большим художественным мастерством и в лучших пропорциях. В симметричную композицию щипца введено также шесть небольших круглых ниш, самая крупная из которых размещена посредине центральной стрельчатой ниши. Круглые ниши украшены росписями, выполненными в первой половине XVI века и изображающими бога-отца, Христа и евангелистов. Это единственный дошедший до нас пример введения живописи как декоративного элемента в оформление фасада средневекового сооружения.

 

 

Таллин- справочник путеводитель