От авторов > По Нижнему городу > Здание бывшего братства Черноголовых.

Здание бывшего братства Черноголовых.

Несколько дальше по улице Пикк находится здание бывшего братства Черноголовых (дом № 26). Самым ценным является его фасад, созданный в 1597 году уже известным нам архитектором и скульптором Арентом Пассером. Пассер перестроил фасад существовавшего здесь готического здания в формах архитектуры ренессанса. Он сохранил основу фасада и минимальными средствами придал ему созвучный эпохе Возрождения облик. Именно в этом и видна рука большого мастера. Срезав готический щипец здания и заменив его криволинейным завершением, дополненным у основания двумя волютами, автор создал так называемый итальянский щипец. Черты нового стиля проявляются и в подчеркнутом горизонтальном членении фасада, а также в симметричном расположении оконных проемов.

Наиболее ярким декоративным элементом фасада является портал главного входа. Рустованные пилястры поддерживают карниз, в центре которого высечена надпись: anno domini 1597 (год 1597 от рождества Христова). Арка входа украшена тремя львиными масками. Завершением портала служит каменная плита с гербом братства Черноголовых, который держат два геральдических льва. Горб представляет собой щит, обрамленный пышными акантовыми листьями и увенчанный рыцарским шлемом. На щите изображена голова святого Маврикия - покровителя братства.

Однако декор фасада не ограничивается порталом: здесь мы видим множество рельефов, напоминающих о том, что Пассер был в первую очередь скульптором. В оконных наличниках первого этажа расположены скульптурные портреты шведско-польского короля Сигизмунда и его супруги Анны Австрийской. Фриз между первым и вторым этажами украшен гербами крупнейших ганзейских гостиных дворов: Брюгге, Новгорода, Лондона и Бергена. Между окнами второго этажа помещены квадратные рельефы, изображающие сражающихся всадников, а фриз над вторым этажом украшен львиными масками. На щипце также симметрично расположены два аллегорических рельефа: Справедливость и Мир, а в завершении щипца - изображение Христа. Мастерство резьбы и изысканная композиция рельефов, особенно надпортального картуша с гербом, портретов королевской четы и сражающихся на турнире всадников позволяют утверждать, что они были выполнены самим Пассером, а рельефы щипца, по-видимому, его учениками.

По обеим сторонам портала в стену вмурованы высокие каменные резные плиты с гербами братства Черноголовых. Они относятся к более раннему периоду - 1575 году. Первоначально эти плиты украшали эттик, то есть крыльцо со скамьями перед фасадом.

К основным художественным достоинствам фасада дома Черноголовых, являющегося, безусловно, выдающимся памятником архитектуры ренессанса в Таллинне, относятся тонко найденные пропорции членений стены, соразмерность всех ее частей, отличное выполнение поддерживающих композиционную идею построения фасада деталей декора. С большим художественным вкусом и мастерством решен портал входа, по праву считающийся также лучшим наружным порталом эпохи Возрождения в Таллинне.

Внутренние помещения здания, вследствие их многочисленных позднейших переделок, не представляют никакой художественной ценности. Многие резные детали, которые встречаются в интерьерах дома Черноголовых, перенесены сюда из целого ряда других сооружений.

 

 

Таллин- справочник путеводитель