От авторов > По старому городу. > Домский собор.

Домский собор.

Первоначальное здание церкви было построено уже в 1229 году, но от него до наших дней ничего не сохранилось: уже в конце XIII века оно было полностью переделано. От этой церкви до нас дошла лишь алтарная часть. Сегодняшний облик здания восходит к середине XV столетия, хотя и в последующие века оно претерпевало некоторые изменения. Наиболее существенным явилось сооружение в 1779 году башни в западной части здания. К позднейшему периоду относятся также притвор и капеллы (конец XV-XVII век), которые в значительной степени изменили нижнюю часть южного - выходящего на площадь - фасада здания.

Домский собор является трехнефной базиликой с почти равной шириной нефов. Восточная часть среднего нефа переходит в равную ему по ширине, но значительно более низкую алтарную часть с пятигранным завершением.

Суровая, лишенная декора архитектура церкви типична для таллиннской готики. Фасады здания, кроме алтарной части, не имеют никаких членений. Это гладкие отштукатуренные плоскости стен, прорезанные высокими стрельчатыми окнами. Более низкие стены пятигранного завершения алтарной части членятся вертикалями контрфорсов, также лишенных какого-либо декора. На восточном щипце более высокого центрального нефа, над алтарной частью, надстроена небольшая многогранная башенка, рядом с которой до возведения главной башни была невысокая колокольня. Единственным элементом, смягчающим аскетичность фасадов собора, являются вытесанные из камня переплеты окон. Затейливые линии тонкой каменной резьбы верхней стрельчатой части каждого окна составляют свой неповторимый рисунок. Ажурность и законченность композиции любого из окон говорят о незаурядном мастерстве и художественном вкусе мастеров-камнерезов тех далеких времен.

Над западным фасадом возвышается увенчанная шпилем башня, созданная архитектором К. Л. Гестом. Она как бы вырастает из центрального нефа церкви. Время сооружения башни - вторая половина XVIII века - определило и ее барочные формы. Хотя это нарушило стойловое единство сооружения, башня и шпиль органично вошли в общий строй средневекового здания, закономерно развили композицию сооружения с характерным для готических соборов нарастанием объемов от более низкой алтарной апсиды к центральному нефу и к возвышающейся над всем зданием башне. Органическому сосуществованию более поздней башни с основным зданием готической архитектуры не мешают чуждые готике криволинейные элементы в карнизе башни, геометрическая четкость которой смягчена срезанными углами ее квадратного основания. То же можно сказать и о сочных, даже несколько излишне усложненных формах шпиля, венчающего каменное основание башни.

Такое сочетание в одном здании отдельных элементов, выполненных в разных стилях, достаточно часто встречается в церквах Таллинна: последующие века нередко вносили в их облик что-то свое. Однако важно, - и это ллы видим на примере Домского собора, - чтобы новое, будь то башня, шпиль или капелла, было подчинено первоначальной, в данном случае готической композиции здания, дополняя и развивая ее существо, пусть даже и в иных архитектурных формах.

Для входа в церковь нужно спуститься вниз: уровень пола сегодня ниже уровня окружающей церковь площади. Это итог многовекового процесса поднятия уровня площади в результате роста так называемого «культурного слоя», который мы постоянно наблюдаем в древних городах.

Первое, что привлекает внимание при входе в притвор - это великолепный портал главного входа, выполненный в XV веке. До сооружения притвора он был основным украшением южного фасада церкви. Мастерство исполнения и роль, отводимая порталам в архитектурной композиции фасадов средневековых зданий, делают их чуть ли не самостоятельными произведениями искусства, имеющими свои законы построения и эволюцию форм. Поэтому отвлечемся несколько от Домского собора и познакомимся с таллиннскими готическими порталами несколько подробнее.

Если в готических сооружениях Западной Европы порталы имели, как правило, лишь церкви и крупные общественные здания, то в Таллинне ими украшались и входы средневековых жилых домов. Вместе с тем, в отличие от порталов готических соборов Франции, Фландрии и Германии, имеющих часто большое количество декоративных элементов, в том числе резные карнизы, капители и скульптуру, порталы средневекового Таллинна значительно сдержаннее и скромнее.

Ранние таллиннские порталы имели приземистую, приближающуюся к полуциркульной арку, а резной орнамент импостов (горизонтальные устои арки) был выполнен высоким рельефом. В дальнейшем (конец XIV-XV век) высота стрельчатой арки увеличивается, а рельеф орнамента импоста становится все более плоским, что, кстати, характерно для всей Таллинне кой каменной резьбы этого периода. Однако в большинстве случаев порталы не имели скульптурного декора, торжественность их облика создавалась чисто архитектурными средствами - изысканностью форм и мастерством выполнения обрамляющих их резных профилей и импоста. Именно таков и портал Домского собора.

Хотя законы построения, элементы, образующие портал, и даже материал - плитняк были едиными, среди большого числа таллиннских порталов не найти двух одинаковых. Поистине вызывает восхищение мастерство и фантазия создававших эти порталы мастеров, которые для каждого из них сумели найти свои неповторимые выразительные средства. Недаром камнерезы Таллинна XV-XVII веков пользовались широкой известностью и работали во многих городах Прибалтики и Финляндии.

Однако продолжим знакомство с Домским собором. Внутреннее, почти квадратное помещение церкви расчленено двумя рядами столбов на три нефа, перекрытых крестовыми сводами, которые опираются на стены и подпружные арки. К восточной части среднего нефа, значительно превышающего по высоте крайние, примыкает алтарная апсида. Она намного ниже центрального нефа и соединяется с ним высокой стрельчатой аркой. Поддерживающие своды подпружные арки опираются на столбы и на консоли, выступающие из стены. Столбы завершаются каменными плитами. Форма консолей также чрезвычайно проста, лишь низ некоторых из них был украшен в XVII веке скульптурными масками.

При знакомстве с интерьером церкви мы убеждаемся, что он по своей лаконичной архитектуре, подчеркивающей конструктивный строй здания, типичен для северной готики. Одновременно тут можно увидеть формы, характерные именно для таллиннской готики: квадратные столбы, простые крестовые своды, гладкие плоскости стен, что в первую очередь обусловлено местным строительным материалом - слоистым известняком-плитняком. Поэтому вместо характерной для кирпичных готических зданий легкости каркасных конструкций, имеющих, как правило, богатую вертикальную профилировку колонн, здесь массивные глади стен и плоскости столбов полностью лишены каких-либо вертикальных членений. Вместе с тем в интерьере ощущается величественная торжественность, которая создается всем его строем, подчеркнутой вертикальностью пропорций и большой высотой среднего нефа, почти в три раза превышающей его ширину.

Помещения церкви богаты произведениями прикладного искусства и скульптуры, которые на фоне лаконичной архитектуры интерьера получают особо сильное звучание. Большинство из них создано не ранее конца XVII века. Многое, что относилось к более древним временам, погибло в разрушительном пожаре 1684 года.

 

 

Таллин- справочник путеводитель