От авторов > По старому городу. > Памятник Понтусу де ла Гарди в Домском соборе.

Памятник Понтусу де ла Гарди в Домском соборе.

В конце XVI и XVII веке интерьер Домского собора обогатился целым рядом мемориальных памятников, выполненных лучшими скульпторами и архитекторами своего времени. Наибольшую художественную ценность представляет установленный у южной стены алтарной части храма памятник шведскому полководцу Понтусу де ла Гарди и его супруге, принцессе Софии, дочери шведского короля Иоганна III. Этот надгробный памятник создан в 1589-1595 годах выдающимся скульптором и архитектором, выходцем из Нидерландов Арентом Пассером. Массивный саркофаг из доломита отдаленно напоминает парадное ложе с массивными спинками. Над ним расположена эпитафия в сложном декоративном обрамлении.

На верхней плите саркофага - рельефные фигуры лежащих на смертном одре Понтуса де ла Гарди в рыцарских доспехах и его супруги в роскошном парадном платье. На углах верхней плиты установлены четыре светильника с высеченными из камня языками пламени. Массив саркофага с выступающими из его плоскости угловыми лопатками богато украшен каменной резьбой. Лопатки покрыты рельефом, скомпонованным из рыцарских доспехов и оружия. Среднюю часть боковой плоскости саркофага занимает обрамленный виньетками плоский рельеф, на котором изображена осада города Нарвы. Как известно, город был взят шведскими войсками под командованием Понтуса де ла Гарди, а сам он в 1585 году утонул в реке Нарве. Этот рельеф, кстати, является самым древним, дошедшим до нас изображением города. По бокам рельефа стоят два ангела со скорбно опущенными знаменами. А по краям плоскости расположены гербы семьи де ла Гарди. Верхняя и нижние части саркофага завершаются покрытыми орнаментальной резьбой карнизами.

Настенная эпитафия является неотъемлемой частью всей композиции монумента. Ее основу составляет портик из четырех небольших гранитных колонн коринфского ордера. Средняя, несколько отступающая назад часть, увенчана аттиком, резной силуэт которого хорошо воспринимается на фоне высокого окна. На аттике высечена дата - 1593 год и гербы четы де ла Гарди. Среднее поле под аттиком занято рельефом вознесения Христа. Между крайними спаренными колоннами расположены аллегорические фигуры Веры и Надежды. Спокойная монументальность симметричной композиции памятника, подчеркнутая горизонтальность саркофага с развитым завершающим карнизом, введение в обрамление эпитафии элементов классической архитектуры коринфской ордерной системы - говорят о том, что этот монумент можно отнести к произведениям зрелого ренессанса. Поразительная целостность сложной композиции, реалистичность и блестящее выполнение основных фигур, скульптурного и архитектурного декора возводят это произведение в число лучших мемориальных памятников ренессанса в Таллинне.

Здесь же, в алтарной апсиде, расположено еще несколько надгробных монументов шведским военачальникам, принадлежащих резцу А. Пассера: это незаконченный саркофаг Каспара Тизенхаузена и его супруги, установленный у северной стены, напротив монумента Понтуса де ла Гарди (1599 год), а также мемориальные плиты саркофага Карла Хурна с супругой и Отто Икскюля (оба выполнены в 1601 году), находящихся на южной стене алтаря. И в рельефных фигурах усопших, и в богатом орнаментальном декоре, и в картушах и гербах чувствуется высокое мастерство скульптора.

 

 

Таллин- справочник путеводитель