От авторов > По старому городу. > Памятник Улофу Рюнингу в Домском соборе.

Памятник Улофу Рюнингу в Домском соборе.

Под оконным проемом над саркофагом Каспара фон Тизенхаузена помещен монумент, принадлежащий резцу другого большого мастера таллиннского Возрождения Ханса фон Акена. Это надгробный памятник маршалу шведского двора Улофу Рюнингу. Плиту монумента обрамляют две пары пилястр римско-дорического ордера. Плоскость между ними заполнена резными щитами гербов. Гербы составляют также как бы фриз среднего поля монумента, проходящий под опирающимся на пилястры карнизом. Внизу центральной части монумента расположена рельефная фигура маршала, одетого в латы. Он лежит, опираясь на локоть, повернутый всем корпусом к зрителю и как бы распластанный на плоскости. Сама фигура Улофа Рюнинга и декор монумента выполнены достаточно тонко и профессионально. И все же этот памятник не отличается столь тонким мастерством, чувством формы и художественным вкусом, как произведения Арента Пассера, особенно монумент Понтусу де ла Гарди.

В конце XVII века (1694-1696) было создано главное сооружение алтарной части церкви - деревянный резной алтарь. Это самостоятельное художественное произведение, являющееся синтезом архитектуры, скульптуры и живописи. Основу композиции алтаря составляет двухъярусный, обрамляющий его центральную часть барочный портик коринфского ордера. Из средней части пышного карниза первого яруса, опирающегося на пучки угловых колонн и пилястр, выступает украшенный резными фигурами летящих ангелов балдахин, под которым находится занимающая всю среднюю часть алтаря картина с изображением распятого Христа. На карнизе первого и второго ярусов портика установлено множество резных деревянных скульптур ангелов и снятых. Алтарь венчает сложного очертания аттик, также украшенный скульптурой. Две самые крупные скульптуры - фигуры апостолов Петра и Павла в динамичных позах - стоят на постаменте первого яруса алтаря, по бокам центральной картины.

Алтарь выполнен скульптором и резчиком Кристьяном Аккерманом по эскизам шведского архитектора Н. Тессина. Посредственная картина, изображающая распятие, относится к XIX веку и принадлежит кисти Э. фон Гебхардта. Она заменила находящиеся здесь ранее картины известного художника XVII века Э. В. Лондицера. Ныне коричневый, алтарь первоначально был покрыт черным лаком, а скульптура и весь резной декор - позолочены (сегодня сохранилась лишь часть позолоты архитектурных деталей). Величественный алтарь, выполненный в пышных формах барокко, со множеством скульптур и декоративных элементов весьма эффектно смотрится на фоне гладких стен алтарной части церкви.

 

 

Таллин- справочник путеводитель