От авторов > По старому городу. > Висячая кафедра Домского собора. > Монумент - саркофаг адмиралу Самуилу Грейгу в Домском соборе.

Монумент - саркофаг адмиралу Самуилу Грейгу в Домском соборе.

Из более поздних памятников Домского собора, представляющих художественный и исторический интерес, выделяется созданный по приказу Екатерины II мемориальный монумент-саркофаг прославленному русскому флотоводцу адмиралу Самуилу Грейгу. Расположенный в северном нефе церкви саркофаг, в виде миниатюрного греческого классического храма, поднят на невысокий гранитный стилобат (плиту). Обращенная к зрителю плоскость представляет собой четырехколонный портик коринфского ордера с несколько раздвинутыми средними полуколоннами и невысоким треугольным фронтоном. По бокам находятся рельефные фигуры двух ангелов, опирающихся на опущенные вниз факелы - символы смерти. В средней части монумента в обрамлении дубового венка и лент высечена золотая надпись: «Самуилу Грейгу, шотландцу, главнокомандующему русским флотом, родился в 1735, умер в 1788. Его славят несмолкающей песнью Архипелаг, Балтийское море и берега, охраняемые от вражеского огня. Его славят его доблести и непроходящая скорбь великодушной Екатерины II». Плоскость фронтона украшена резным гербом семьи Грейга, который поддерживают две полулежащие фигуры херувимов. На боковых плоскостях саркофага размещены рельефные сидящие аллегорические фигуры в классических тогах. Саркофаг выполнен из белого итальянского мрамора.

Безупречная классическая архитектурная основа всей композиции монумента, великолепно выполненные и органично дополняющие ее рельефные фигуры, позволяют отнести этот памятник к лучшим надгробным монументам периода классицизма в Таллинне. Авторами памятника являются долго работавший в Петербурге архитектор Джакомо Кваренги и, очевидно, известный скульптор И. Мартос.

Рядом с саркофагом адмирала Грейга установлен мемориальный монумент адмиралу Адаму Крузенштерну, уроженцу Эстонии, первому из русских флотоводцев совершившему кругосветное путешествие. Монумент, выполненный в псевдоготических формах с аляповатыми скульптурами, создан в середине XIX века и не представляет особого художественного интереса, а ценен лишь как исторический памятник.

Подводя итог знакомству с Домским собором, можно с убежденностью сказать, что он является выдающимся памятником средневековой архитектуры, носящим характерные черты лаконичной, несколько тяжеловесной и аскетичной таллиннской готики, а надгробия, установленные в соборе в последующие века, и многие предметы его убранства имеют большую художественную ценность.

Кроме описанных двух зданий - замка и Домского собора, - на Вышгороде нет больше памятников, сохранивших в той или иной степени черты средневековой архитектуры. Они были или снесены при строительстве более поздних зданий, или погибли в многочисленных бушевавших на холме Тоомпеа пожарах, или до неузнаваемости перестроены в последующие столетия, вплоть до конца XIX века.

Большинство зданий Вышгорода носит печать классицизма, а иногда и откровенной эклектики.

 

 

Таллин- справочник путеводитель