Таллинн ХVI - ХVII веков.

В XV и начале XVI века в странах Западной Европы начинается упорная борьба против феодализма и абсолютной власти церкви. Выражением идейной сущности сложных общественных процессов явились реформация католической церкви и распространение гуманистических тенденций Возрождения. Новое мировоззрение, идущее на смену идеологии средневековья, привело к появлению в искусстве нового художественного стиля - ренессанса. Этот процесс в XVI веке захватывает и Прибалтику. Однако, если развитие ренессанса, в основе которого лежали творчески переработанные формы античного искусства, в странах Западной Европы, и в первую очередь в Италии, протекало очень бурно и ярко, то в северной Европе, и в частности в Эстонии, новое направление не получает полнокровного развития. Искусство Эстонии XVI и первой половины XVII века характеризуется длительным сосуществованием новых тенденций с позднеготическими традициями. Особенно робко пробивает себе дорогу новый стиль в архитектуре, где он получает развитие главным образом в отдельных деталях, в каменной и деревянной резьбе.

Такое положение объясняется в частности тем, что в XVI веке Эстония вступает в период острых социальных столкновений, продолжительных и частых войн, эпидемий чумы и голода.

Поскольку почти вся территория города внутри крепостных стен была застроена уже к концу XV - началу XVI века, зданий, являющихся выражением нового стиля в архитектуре, построено почти не было. Чуть ли не единственным примером явилось здание важни (весовой), возведенное на Ратушной площади в 1554 году. Здесь ясно выявлены новые, по сравнению с устремленными ввысь формами готики, тенденции ренессанса: фасад здания подчеркнуто горизонтален, проемы второго этажа расположены в строгом ритме и симметрии. Этот ритм подчеркивался помещенными между окнами скульптурными медальонами. К сожалению, это здание погибло в период последней войны и с ним можно познакомиться лишь по довоенным фотографиям.

Распространение протестантства в Эстонии приводит со временем к ликвидации некоторых католических институтов в Таллинне и в первую очередь монастырей. Так, уже в 1543 году монастырь цистерцианок переоборудуется под учебное заведение благородных девиц.

Как и следовало ожидать, дольше всего католицизм удерживается на дворянско-рыцарском Вышгороде. Но тем не менее абсолютная власть Ливонского ордена подорвана. Этому способствуют также начавшиеся в ордене внутренние раздоры и брожения, однако рыцарская империя еще держится.

Последний сокрушительный удар владычеству закованных в броню полчищ наносят русские дружины Ивана Грозного в годы Ливонской войны (1558-1583). Не полагаясь уже на силу рыцарей, дворянство и правящая верхушка Таллинна ищут защиты у шведской короны, которой они в 1561 году присягают на верность. В истории города наступает новый период: он становится колониальной провинцией Швеции.

Сокрушив рыцарскую империю, Русь продолжает борьбу за выход к берегам Балтийского моря. Зимой 1570 года русские войска осаждают Таллинн. Около полугода стоят войска под стенами города, но овладеть им не могут. В начале 1577 года Иван Грозный вновь делает попытку взять Таллинн. Семь недель идет осада. И все же город не сдается. Русским войскам приходится отступить - Таллинн неприступен.

В мирные годы, наступившие после Ливонской войны, в Таллинне создается наиболее значительный памятник архитектуры ренессанса - фасад дома братства Черноголовых, именно фасад, так как само здание существовало уже раньше, в XIV веке, а после приобретения его братством, в 1531 году, подверглось коренной перестройке в конце XVI столетия (братство Черноголовых - полувоенная организация, основанная в 1399 году отделившимися от купеческой гильдии молодыми купцами, патроном и покровителем братства считался святой Маврикий, черная голова которого служила гербом братства).

Мирная передышка была недолгой. Город только-только начинает залечивать раны, как вновь звучат военные трубы: началась шведско-польская война (1600 -1629). Военные действия на сей раз обходят Таллинн стороной, но разруха, голод и эпидемия чумы уносят в могилу большую часть городского населения.

Бурные исторические события второй половины XVI и начала XVII века привели к упадку всей жизни города. В его строительстве также царит застой. Сложная политическая обстановка требует в первую очередь восстановления поврежденного оборонного пояса. Возросшая мощь огнестрельного оружия приводит к появлению уже совершенно новых защитных сооружений. Поэтому основное внимание уделяется теперь не самим стонам и башням, а созданию системы вынесенных за пределы стен земляных укреплений. Именно в эти десятилетия возникает сложный комплекс бастионов, рвов и ронделей, остатки которых мы до сих пор видим в окружающих Старый город парках.

Эта система укреплений во многом изменила внешний облик города: если до ее создания перед городскими стенами простирались пастбища и луга, то теперь территория, кольцом опоясывающая город, ощетинилась высокими угловатыми насыпями и откосами, на которых грозно торчали жерла пушек. Находящийся в городском музее макет оборонных сооружений города дает полное представление о внешнем облике города-крепости 1683 года.

После победы Швеции в шведско-польской войне в Прибалтике наступает затишье. Начинает вновь развиваться торговля, налаживается жизнь, восстанавливаются поврежденные дома, но новые крупные здания в городе в этот период не строятся.

Фасад здания Черноголовых, собственно, является единственным сооружением, представляющим сегодня архитектуру ренессанса в Таллинне. Во всех других случаях мы можем говорить лишь об отдельных деталях или фрагментах, выполненных в новом художественном стиле и включенных в готические здания. Наибольшее распространение получили в эти годы резные каменные детали, которыми украшали бедные декором здания XV века. Так, в целом ряде готических зданий мы видим ренессансные порталы, обрамляющие внутренние двери. До сего времени сохранилось также много чисто декоративных фрагментов - резных каменных рельефов, медальонов, столбиков оконных проемов и так далее, которыми украшали в этот период как общественные, так и жилые здания. Эти архитектурные и скульптурные декоративные детали и элементы, включенные в готическую архитектуру городских строений, являются основными произведениями искусства ренессанса в Таллинне, не получившего, как мы видим, здесь широкого распространения.

Итак, XVI и XVII века не внесли в архитектуру города существенных изменений. И вообще строительная деятельность в это время в Таллинне была относительно невелика. Хотя население к концу XVII века возросло уже до 10 тысяч человек, капитальные жилые дома за пределами оборонных сооружений все еще не строились. Этому препятствовала напряженная политическая обстановка, приводящая к частым войнам.

Даже мирные годы конца XVII века нанесли большой урон городу: 6 июня 1684 года на Вышгороде вспыхнул гигантский пожар, в огне которого почти полностью погибли все расположенные на холме здания. Лишь Малую крепость - резиденцию шведского губернатора и гарнизона - удалось спасти от огня.

Крупных работ по восстановлению сгоревших укреплений и жилых домов на Вышгороде предпринять не успели: назревал новый политический конфликт - на сей раз между Швецией и Россией.