От авторов > За стенами старого города. > Дворцовый ансамбль в Кадриорге.

Дворцовый ансамбль в Кадриорге.

Другим выдающимся памятником архитектуры, находящимся за пределами Старого города, является дворцовый ансамбль Кадриорга. Он расположен в парке между центром города и Пиритой. Здесь, под обрывом Ласнамяги, в 1714 году Петр I приобрел небольшой участок земли и перестроил домик (сейчас Дом-музей Петра I). Несколько позже, в 1718 году, по приказу царя вблизи его домика началось сооружение летнего дворцового комплекса. Проект дворца был создан придворным архитектором, итальянцем Николо Микетти, в дальнейшем работами по сооружению дворца руководил архитектор Михаил Земцов. В создании дворцового парка, по всей вероятности, участвовал известный французский архитектор Леблон. Строительство дворца было завершено в 1723 году.

Дворец состоит из главного здания и двух небольших боковых павильонов (караульных помещений), соединенных с ним открытыми террасами. Поскольку дворец построен на небольшом естественном откосе, то фасад, обращенный к разбитому на верхней террасе парку, имеет два этажа, а противоположный - обращенный к нижнему парку - трехэтажный.

Первый этаж выходящего в нижний парк фасада отделен от двух верхних этажей карнизом и является как бы цоколем. Поэтому и отделка его весьма сдержанна - простые наличники небольших окон лишь несколько оживляют лаконичную плоскость стены. Перед тремя дверьми главного входа, в центре фасада, расположен опирающийся на четыре дорические колонны балкон, который сооружен позже. Два верхних этажа объединены пилястрами с ионическими капителями, между волютами которых мы видим лепные гирлянды. Высокие окна второго - основного - этажа отделаны широкими наличниками с полукруглыми сандриками. Над окнами плоскость наличника украшена лепными масками. Более низкие окна третьего этажа также обрамлены широкими декоративными наличниками. Средняя, выступающая несколько вперед часть фасада завершается фронтоном с характерными для стиля барокко волютами. Ось симметрии здания подчеркнута более высоким и развитым обрамлением расположенной в центре второго этажа балконной двери, над которой находится крупное овальное окно. Ярко-розовая окраска плоскости стен, на фоне которой более рельефно выступают белые декоративные детали фасада (пилястры, карнизы, наличники окон), придает еще большую пластичность и нарядность этому изящному небольшому зданию.

Противоположный, двухэтажный фасад, обращенный к верхнему парку, имел когда-то небольшой парадный дворик, который образовывался двумя сильно выступающими боковыми ризалитами. К сожалению, в 1933-1934 годах, когда дворец служил резиденцией президенту буржуазной Эстонии, на месте дворика был построен одноэтажный банкетный зал. И хотя автор, архитектор А. Владовский, в отделке зала и повторил декоративные детали дворца, тем не менее этот зал полностью исказил первоначальную ясную структуру фасада.

Анфилада парадных комнат занимает второй этаж. Самым красивым помещением дворца является его главный или так называемый Белый зал, расположенный в центральной части здания. Если отделка фасадов дворца достаточно сдержана для декоративного стиля барокко, то зал поражает нас своей изящной роскошью. Нижняя часть его стен украшена пилястрами с пышными коринфскими капителями, верхняя - более простыми декоративными лопатками. Особенно богато отделан лепной потолок с центральным расписанным плафоном. На плафоне изображена многофигурная композиция на мифологическую тему «Диана и Актеон». Лепные пояса парусной части потолка органично продолжают вертикальный ритм пилястр и лопаток стен, что придает всему помещению зала большую цельность.

В середине боковых стен зала, подчеркивая поперечную ось симметрии, расположены два выступающих камина с богатым мраморным обрамлением. Верхняя часть обоих каминов украшена вазами с цветами и бюстами очень тонкой работы. Над каминами, в верхней части стены в лепных завитках акантовых листьев - увенчанные коронами картуши с инициалами Петра I и Екатерины. По бокам картушей, на выступающих из стены волютах барочного фронтона сидят трубящие крылатые фигуры Славы.

По удивительной цельности интерьера, тонкости отделки и художественному мастерству скульптурного декора Белому залу Кадриоргского дворца нет равных среди архитектурных памятников барокко в Эстонии.

Неотъемлемая часть дворцового ансамбля - его знаменитые парки. Обращенный к юроду нижний парк служил как бы официальным парадным парком дворца, в то время как верхний, значительно меньший по размеру, внутренний дворцовый парк оставляет более интимное впечатление. Оба парка разбиты в регулярном, так называемом французском стиле. Четкая планировка аллей и газонов, шпалеры некогда строго подстриженных деревьев и кустов подчинялись основной оси симметрии парка - его центральной аллеи, ведущей к главному входу дворца. Особенно украшало верхний парк зеркало огромного, ныне не существующего бассейна.

В первые годы после создания парков в их аллеях можно было видеть множество скульптур, а в декоративных бассейнах нижнего и верхнего парков били фонтаны. После смерти Петра I, в 1725 году, статуи и оборудование фонтанов перевезли в Петергоф, ставший основной летней резиденцией Екатерины.

Время многое изменило в дворцовом ансамбле. Были снесены или полностью перестроены многие подсобные и парковые здания - беседки и садовые павильоны, помещения различных служб и так далее. О регулярности нижнего парка сегодня говорят лишь прямые его аллеи: зелень так разрослась, что парк практически стал пейзажным. Несмотря на некоторые переделки лучше всего сохранился сам дворец, в котором теперь помещается Художественный музей.

В 1938 году дворцовый комплекс был дополнен еще одним зданием. В дальней части верхнего парка, напротив дворца, архитектором А. Котли было сооружено административное здание канцелярии президента буржуазной Эстонии (сегодня в нем находится Президиум Верховного Совета Эстонской ССР). По своей конфигурации и объемному решению оно очень близко Кадриоргскому дворцу, особенно это относится к выходящему в верхний парк фасаду. Строго симметричное здание как бы завершает основную композиционную ось дворцового ансамбля. Спокойный ритм пилястр со стилизованными коринфскими капителями объединяет два этажа. Обрамление центральных окон средней части главного, противоположного верхнему парку фасада несколько напоминает мотив барочных сандриков окон второго этажа дворца. Все это говорит о глубоком понимании архитектором А. Котли (позже заслуженным деятелем искусств Эстонской ССР) того окружения и масштаба, в котором ему приходилось творить. Автору удалось очень органично вписать новое сооружение в ансамбль, созданный за два века до него.

К концу 1930-х годов относится и сооружение ограды: ажурной - вокруг примыкающей к Кадриоргскому дворцу нижней части парка и высокой глухой - вдоль верхнего парка.

 

 

Таллин- справочник путеводитель