От авторов > Таллинн ХVIII - ХIХ веков.

Таллинн ХVIII - ХIХ веков.

19 августа 1700 года вспыхнула Северная война. Овладев вскоре после Полтавской битвы всеми опорными пунктами шведов в Лифляндии и Эстляндии, русские войска летом 1710 года появились под стенами Таллинна, и последняя шведская крепость в Эстонии пала. На древней земле эстов наступил наконец долгожданный мир. К этому времени в израненном частыми войнами и опустошенном эпидемиями городе осталось лишь немногим более 10 процентов населения, проживавшего в нем до Северной войны.

Медленно идет в первые послевоенные годы восстановление города. Медленно растет и его экономическое благосостояние, хотя Таллинну сохранены все его прежние юридические привилегии. Мануфактурное производство в городе в это время не развивается, так как местного сырья нет, а связь с глубинными районами России из-за отсутствия хороших дорог и, главное, внутренних водных путей чрезвычайно слаба.

Северная война еще продолжалась, и прежде всего необходимо было надежно укрепить город. Поскольку теперь враг мог напасть лишь с моря, основное внимание уделяется созданию прибрежных укреплений. Пояс городских оборонных сооружений постепенно теряет свое военное значение, и к концу XVIII века их дальнейшее восстановление и модернизация прекращаются.

Первая половина XVIII века не вносит ничего существенного и в облик Старого города. В известной степени этому способствует действовавший в России с 1714 по 1741 год запрет сооружать каменные здания где бы то ни было кроме Петербурга. Лишь во второй половине века строительная деятельность несколько оживляется - переделываются фасады и внутреннее убранство помещений в стиле барокко, господствовавшего в это время в искусстве.

В северной Европе архитектура барокко не получает столь пышных форм, как, скажем, во Франции, Австрии, Чехии. В Таллинне, где новые веяния появляются во второй половине XVII века, еще в период господства Швеции, формы барокко еще более сдержанны. На Эстонию, так же как и на северную Германию и Скандинавию, большое влияние оказала архитектура барокко Нидерландов, по строгости и сдержанности приближающаяся к классицизму. Именно эта сдержанность форм, проходящая через все художественные стили - готику, ренессанс и барокко, - является характерной чертой развития архитектуры Таллинна на протяжении многих веков.

Как правило, работы, проводившиеся в ту пору, не меняли планировки, да и самого существа зданий, которые в большинстве случаев относились к готической архитектуре. Они ограничивались, как правило, лишь изменением их «одежды», то есть декора и отделки. Нужно отметить, что сейчас на фасадах зданий Старого города почти не сохранилось элементов барокко - они, в свою очередь, позднее были заменены элементами более «модного» стиля - классицизма. Во внутренних же помещениях, в росписях потолков, лепных украшениях, веяния барокко сохранились в целом ряде зданий Старого города и до наших дней.

Основное строительство в XVIII веке было сосредоточено не здесь, не на Вышгороде и Нижнем городе. Впервые, и именно это характеризует XVIII век, начались широкие работы за пределами оборонного пояса города, стали застраиваться пригороды, город начал расширять свою территорию.

Толчком к развитию приморских районов Таллинна послужило начавшееся в 1714 году по инициативе Петра I строительство нового Таллиннского порта и судостроительного завода или адмиралтейства. Вскоре порт с прибрежными укреплениями, береговыми батареями, казармами, мастерскими и складами превращается в самостоятельный крупный район города.

В этом же 1714 году Петр I, часто бывавший в Таллинне, покупает под обрывом Ласнамяэ, по тем временам далеко за городом, участок и перестраивает для себя находившийся там маленький домик. Несколько позже, в 1718 году, он приступает к возведению здесь же летнего дворца для своей супруги. Строительство дворца велось по проекту итальянского архитектора Николо Микетти. Екатерининский дворец (сегодня Государственный художественный музей) и чудесный регулярный парк, разбитый вокруг него являются лучшим памятником архитектуры барокко в Эстонии. В честь Екатерины I местность, где построен дворец и разбит парк, была переименована в Екатериненталь, а в эстонском переводе - Кадриорг.

После того как Таллинн в конце XVIII века становится губернским городом России, строительная деятельность значительно оживляется. Потребовалось возвести целый ряд общественных и административных зданий, а также построить значительное количество жилых домов для знати и губернской администрации. Крупнейшей из этих работ была перестройка Малой крепости на Вышгороде под дворец губернатора, для чего была снесена вся восточная стена замка, угловая башня и ряд других зданий этого комплекса. Ров, отделявший замок от остальной территории Вышгорода, был засыпан. Новое здание дворца было воздвигнуто на фундаментах разобранной восточной стены, и его фасад протянулся вдоль всей Дворцовой площади. В архитектуре главного фасада здания, законченного в 1773 году, преобладают мотивы и детали позднего барокко. Архитектура дворца типична для переходного периода от вычурного и декоративного барокко к строгому, лаконичному и сдержанному классицизму, который с 1780-х годов уже прочно завоевывает позиции в искусстве и архитектуре Таллинна. В губернаторском дворце на Вышгороде мы видим еще барочный, особенно в деталях и декоративных элементах, но уже предельно сдержанный по своему общему композиционному построению фасад. В отделке же центрального, так называемого Белого зала дворца преобладают характерные для классицизма формы.

Классицизм противопоставил роскошным и вычурно-декоративным формам позднего барокко спокойные, уравновешенные и монументальные формы классической архитектуры. В конце XVIII - начале XIX века классицизм становится господствующим стилем в архитектуре Российской империи. Созданные в этом стиле сооружения на Вышгороде привели к утрате архитектурной целостности средневекового города-крепости.

Одной из работ, в значительной степени изменившей облик Вышгорода, было создание перед новым дворцом губернатора большой репрезентативной Дворцовой площади, подчеркивающей главенствующее значение этого здания. Фасады более ранних зданий, окружающих площадь, перестраиваются, в результате чего создается довольно целостный ансамбль в духе раннего классицизма. Однако общий ритм узких фасадов окаймляющих площадь зданий говорит о том, что, хотя они и одеты в «классическую тогу», сооружение их относится к более раннему периоду.

До нас дошла лишь северная сторона Дворцовой площади, все здания ее южной стороны были снесены. Масштаб и архитектурную характеристику площади полностью нарушил сооруженный через сто лет (1894-1900 годы) в совершенно чуждых Таллинну формах псевдорусской архитектуры собор Александра Невского. Это здание звучит резким диссонансом во всем облике Вышгорода.

Надо сказать, что в Нижнем городе строительная деятельность в этот период, как и в предыдущие два-три столетия, в основном ограничивалась перестройками. Введение в 1825 году так называемых образцовых или типовых фасадов, преследующее цель повсеместного распространения ставшего «государственным» классицистического стиля, нанесло значительный ущерб и архитектурному единству облика Нижнего города. Все большое количество фасадов теряет свой высокий, столь характерный для средневекового Таллинна щипец, который заменяется горизонтальным карнизом или низким фронтоном. На здания «наклеиваются» классицистические аксессуары. Естественно, что такая «реконструкция» была чужда городу, нарушала единство ансамбля улиц с готическими средневековыми зданиями. К счастью, перестройки чаще всего касались лишь фасадов, не затрагивая всего сооружения. Это значит, что не потеряна возможность, где это целесообразно, восстановить прежний облик того или иного здания. И тем не менее XIX век нанес наибольший ущерб стилевому единству и целостности Старого города.

Большие изменения вносит XIX век и в пояс «оборонных сооружений Старого города. Развитие военной техники и отдаленность Таллинна от границ русской империи позволили в 1857 году исключить город из числа сухопутных крепостей. В связи с этим постепенно ликвидируются земляные укрепления. На большой площади бывших укреплений, отделяющих Старый город от пригородов, создается парковый пояс: в 1860 году сад разбивается на горке Харью, в 1862 - на горке Линды, в 1864 году закладывается озеленение сегодняшней площади Башен, а в 1881-1885 годах в парк превращается бывший бастион Скооне (сегодня горка Раннавярава). Превращение территории бывших оборонительных сооружений в парковое кольцо имело первостепенное значение для сохранения целостности средневекового облика Старого города. Именно это, свободное от строений кольцо, позднее, правда, нарушенное в юго-восточной части (между сегодняшними площадями Победы и Центральной), охватив весь Старый город, отделило его историческую часть от новых развивающихся городских районов, открыв для широкого охвата взглядом городские стены и башни. Но вместе с перепланировкой бывших земляных городских укреплений встал также вопрос об организации лучшей транспортной связи между Старым городом и форштадтами. Это потребовало сноса и ликвидации большинства городских ворот, предмостных укреплений и организации ряда проломов в стене. Первыми в 1843 году были снесены ворот, Вирувярав, в 1849 - ворота Карьявярав. В 1868 году сносятся затрудняющие проход к строящемуся Балтийскому вокзалу предмостные укрепления и ворота Нуннавярав (сегодняшней улице Вакзали). Несколько позже ликвидируются ворота Харьювярав и Вяйке Раннавярав.

Больше всего пострадала юго-восточная часть городской стены между бывшими воротами Вирувярав и Карьявярав (между улицами Суур-Карья и Виру). На этом участке стена была почти полностью снесена, и позднее на ее месте построен ряд жилых и торговых зданий.

Во второй половине, особенно в последние десятилетия XIX века начинается перестройка многих зданий Старого города под торговые предприятия и учреждения. Для размещения магазинов переделываются первые этажи, нередко здания целиком перестраиваются или даже сносятся и на их месте возводятся новые дома. Именно в XIX веке архитектурный облик Старого Таллинна и особенно Нижнего города, который начал превращаться в торговый и деловой центр, все больше теряет свое стилевое единство и цельность.

Вдоль сегодняшнего Пярнуского шоссе от площади Победы до Центральной Старый город начинает «срастаться» с новыми районами, которые в конце XIX века возникли на территории южной части бывших земляных укреплений.

Во второй половине XIX века развитие капитализма в Эстонии вносит много нового в сформирование Таллинна. Появление первых крупных промышленных предприятий ведет к росту населения города. Вблизи новых фабрик и заводов в районе Тартуского шоссе, Ласнамяги, порта и полуострова Копли начинают стихийно, без какого-либо единого плана возникать рабочие поселки, состоящие из малоблагоустроенных и невыразительных по внешнему облику одно- двухэтажных домов.

Со второй половины XIX века ясные и строгие формы классицизма в архитектуре Таллинна утрачивают свою чистоту. Наступает кратковременный период формального увлечения различными архитектурными стилями прошлого. Создаются здания в формах псевдоренессансных (здание дворянского собрания - теперь публичная библиотека на площади Рааматукогу на Вышгороде), английской псевдоготики (здание по улице Пикк, 20) или дома с откровенным эклектичным смешением самых различных стилей.

 

 

Таллин- справочник путеводитель